Компонентный подход в программировании

       

Внимание человека


Человеку очень тяжело долго сохранять сосредоточенность и не отвлекаться от какой-то деятельности. Чаще всего, помимо воли человека, через некоторое время ему в голову приходят разные мысли, и взгляд сам собой уползает куда-то в сторону.

Это означает, что нельзя требовать от человека длительного внимания к работе. Само понимание того, что необходимо сосредоточиться, создает у него стресс и вызывает негативные эмоции. Только в самых рискованных ситуациях, когда от его действий зависит очень многое — пике самолета, превышающий все нормы разогрев химического реактора — пользователь может сосредоточиться на значительное время, но все равно мы все предпочитаем избегать подобных обстоятельств. Такие ситуации должны явно отмечаться какими-то характерными и хорошо ощущаемыми сигналами (сирена, красный мигающий свет и пр.), и ни в коем случае эти же или похожие сигналы нельзя использовать для гораздо менее серьезных случаев, иначе пользователи будут сбиты с толку и могут их перепутать, что приводит к печальным последствиям.

В остальных же ситуациях ПО должно быть готово к постоянным переключениям внимания пользователя и ненавязчиво помогать ему восстановить фокус внимания на последних действиях, которые он выполнял, а также вспомнить их контекст — что он вообще делал, на каком шаге он сейчас находится, что еще нужно сделать и пр.

Поэтому, например, экранные формы, заполнение которых входит в одну процедуру, хорошо бы помечать так, чтобы пользователь сразу видел, сколько шагов он уже выполнил и сколько еще осталось. А текущее поле ввода стоит как-то выделять среди всех полей ввода на форме.

Для привлечения внимания пользователей к каким-то сообщениям или элементам управления нужно помнить правило: сначала движение, затем яркий цвет, затем все остальное. Внимание человека прежде всего акцентируется на движущихся объектах, потом — на выделенных цветом, и только потом — на остальных формах выделения. Лучшим способом привлечения внимания является появление анимации, чуть менее действенным — яркие цветные окна и сообщения.
Для мягкого, не режущего глаз привлечения внимания можно использовать выделение при помощи цветов мягких оттенков или изменения шрифта сообщений.
Наоборот, появление на экране или страничке ненужных цветных анимированных картинок является лучшим способом отвлечь человека от выполняемой им работы: глаза поневоле переводятся на такую картинку, и требуется психологическое усилие и некоторое время, чтобы от нее оторваться. Некоторые люди даже закрывают анимацию рукой, чтобы она не мешала сосредоточиться на полезной информации на экране!
Ярко выделенных элементов на одном экране не должно быть много, не больше, чем один-два, иначе человек перестает обращать внимание на такое выделение.
Другой фактор, связанный с вниманием пользователей, — их оценка времени выполнения системой заданных действий. Если человек ожидает, что система будет печатать документ достаточно долго, то, послав его на печать, он пойдет налить себе чаю и вернется к тому времени, когда, по его оценке, система должна закончить работу. Поэтому, прежде чем выполнять долгие операции, нужно убедиться, что все необходимые данные от пользователя получены. Иначе и пользователь, и система будут терять время, первый — ожидая на кухне, когда же система выполнит работу (которую он вроде бы запустил), а вторая — ожидая ввода дополнительных данных.
По той же причине стоит аккуратнее относиться к индикаторам степени выполнения, поскольку по их показаниям пользователи часто оценивают оставшееся время до конца выполнения задачи.

Содержание раздела