Компонентный подход в программировании

       

Скоростные показатели деятельности человека


Время, которое человек затрачивает на различные действия, связанные с работой на компьютере, таково [3,4].

  • Нажатие на клавишу клавиатуры: 0,2–1,25 с.
  • Нажатие на кнопку мыши: 0,1 с.
  • Перемещение курсора мыши (см. ниже о законе Фиттса): 1,0–1.5 с.

Значительное время затрачивается и на действия, которые тоже постоянно необходимо выполнять, хотя они не имеют такого прямого физического выражения, как предыдущие.

  • Распознавание визуального образа: 0.1 с.
  • Перевод взгляда и переключение внимания с одного объекта на другой: 0,25 с.
  • Выбор из двух альтернатив (принятие простейшего решения): 1,25 с.
  • Переключение внимания с мыши на клавиатуру и обратно: 0,36 с.

На данных такого рода основан GOMS — метод оценки производительности работы с интерфейсом (см. далее).

Наблюдения показывают [5], что большую часть времени при работе человек тратит на интеллектуальную деятельность, связанную с определением целей своих действий, определением цепочки конкретных действий, которую нужно совершить, чтобы достичь поставленных целей, обнаружением всех необходимых для этого элементов, распознаванием очередного состояния системы и его оценкой с точки зрения достижения выбранных целей. Изменяя пользовательский интерфейс, можно лишь помочь пользователю быстрее найти нужные ему инструменты, выполнить нужные действия и быстрее понять, какие же результаты они дали.

Из приведенных данных можно сделать несколько важных выводов:

  • Человек воспринимает и осознает информацию, а также производит действия достаточно медленно по сравнению с компьютером.

    Сама "медленность" действий человека и его восприятия, а также соотношения затрат времени на различные действия должны учитываться при проектировании интерфейсов, рассчитанных на взаимодействие с человеком.

  • Глаз быстрее руки — человек гораздо быстрее узнает что-то, чем производит соответствующие действия.

Поэтому, в частности, человеку часто удобнее работать с системами контекстной подсказки, предлагающими ему возможные варианты его дальнейшего ввода, чем набивать весь текст целиком самостоятельно.



Содержание раздела